«Я придаю семье значение чрезвычайное. Это точка опоры.
Нет семьи – растет сорная трава под названием перекати –
поле.
Дом – это место, переступая порог которого, ты
сбрасываешь
всю тяжкую ношу дня, расслабляешься, отдыхаешь,
набираешься
сил для дня грядущего. И сколько бы мне не говорили о
воспитательном
значении школы и других организаций, все-таки основы
формирования духовного мира человека начинаются в семье.
»
Виктор Розов, писатель
Семье
принадлежит основная общественная функция – воспитание детей. Для маленьких
детей семья – главная и почти единственная школа воспитания. Если они посещают
детский сад, то воспитание осуществляется в единстве с семьей
специалистами-педагогами на основе научно разработанной программы, в
благоприятных для жизни ребят условиях.
Цель
воспитания у семьи и детского сада едина: формирование с раннего возраста
всесторонне развитой личности, учитывая при этом психофизиологические
особенности развития организма ребенка.
Одинаковых
семей не существует. В каждой семье есть свои традиции и свои особенности. Но
несмотря на различные уклады жизни во всех семьях, где подрастают дети с
уравновешенным характером, есть одна общая особенность – ровные,
доброжелательные отношения взрослых и детей.
Нужно
ли быть другом своему ребенку? Некоторые родители считают, что дружба – это
отношения равных, а взрослые, воспитывая своих детей, не могут ронять свой
авторитет таким отношением с ребенком. Такие родители опасаются, что их не
будут уважать и слушаться.
Они
настойчивы и последовательны в своей позиции непогрешимых взрослых и считают,
что правильным может быть только их мнение. Нетерпимо относясь к упрямству
детей, они не идут ни на какие компромиссы и уступки: требуют от ребенка
беспрекословного послушания, пунктуального соблюдения режима дня, не доверяют
ни опыту ребенка, ни его возрастающей самостоятельности. Любовь к ребенку носит
принципиальный характер («Детей ласкать нельзя – они распускаются») .
Боясь
наказания или выговора, ребенок выполнит поручение, но в следующий раз он будет
стремиться его избежать, потому, что чувства его не отозвались на такое
обращение взрослого. Характер у ребенка воспитывается, но родители замечают,
что он совсем не соответствует их идеалу: часто возникающее у сына или дочери
чувство личной неполноценности становится основой неуверенности к себе, а
постоянные запреты, вызывая желание сделать наоборот, проявляются в капризах,
упрямстве.
«Зачем
запрещать ребенку что-то, да еще заставлять его помогать? Пусть играет, говорят
иные родители. – Он еще маленький, вот подрастет, тогда и будем с него
требовать. » В таких семьях, оберегая детство малыша, все делают за него и для
него. Ребенок одновременно и властелин, и опекаемое, изнеженное и зависимое
дитя. Из года в год живя только своими интересами и желаниями, он не умеет
замечать переживания и трудности других людей, считаться с их желаниями и
преодолевать свои, когда это необходимо. Но может происходить и немного
по-другому: лишение ребенка самостоятельности, излишняя опека родителей
(эмоциональное выражение постоянной тревоги, необоснованное удерживание ребенка
около себя) создают чрезмерную зависимость его от состояний взрослых, что
мешает ему при общении со сверстниками.
В
дружных семьях дети в ответ на любовь родителей и других близких платят им
ответной любовью, большой привязанностью. Совместная жизнь, общие дела и заботы
скрепляют взаимную любовь. Взаимодействие взрослых и детей многообразно. Оно
осуществляется и дома и за пределами его. Чем содержательнее общение, тем более
ценно оно для воспитания. Общение приносит радость и детям и родителям. поэтому
так велико воздействие семьи на формирующуюся личность человека.
Известно,
как важен для ребенка положительный пример близких ему людей: отца и матери,
бабушки, дедушки, старшего брата или сестры. Дети очень впечатлительны и
склонны к подражанию. Поведение взрослых в семье, их отношение к работе,
явлениям окружающей общественной жизни становятся образцом для подражания. К
сожалению, дошкольники подражают нередко и дурному: жизненный опыт их невелик,
действия недостаточно осознаны. Часто повторяющиеся негативные примеры
формируют отрицательные черты личности ребенка. Пагубна для нервной системы
дошкольника и неблагоприятная семейная обстановка, поэтому важно контролировать
свои суждения и поведение, быть доброжелательным, выдержанным, скромным в
общении с соседями, знакомыми; подавать пример честности, правдивости.
Но
одного хорошего примера недостаточно для воспитания. Родителям как главным
воспитателям своих детей следует хорошо организовать их жизнь в семье: режим,
соответствующий возрасту ребенка, игру и посильный труд, разнообразные занятия.
Родители приучают детей находить самим себе интересное дело и трудиться,
играть, читать, осуществляя это систематически. Дети ценят интерес взрослых к
их жизни. Они становятся доброжелательными, активнее приобщаются к жизни семьи.
Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в терпимости, он учится понимать
других.
Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.
Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится
находить любовь в этом мире.
Бездуховность – условие для проступков и преступлений в
этом мире.
Общайтесь с детьми как можно чаще.
Не кричите на детей, и вы убедитесь, что ребенок научится
вас слушать.
Помните, что если вы человек добрый, вас будут окружать
добрые люди, если вы человек злой – то злые.
Будьте милосердны!
Счастливым можно быть, если «дома папа, мама, лампа
светит на столе… »
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Эти слова Л.
Толстого не потеряли своего мудрого значения и в наше время.
Удачи вам и вашим
детям!
Комментариев нет:
Отправить комментарий